УСТРОЙСТВО УКАЗАТЕЛЕЙ ВОЗДУШНОЙ СКОРОСТИ

В настоящее время применяются указатели скорости двух ти­пов: указатели приборной скорости (УС) и комбинированные ука­затели скорости (КУС). Первые устанавливаются на самолетах и вертолетах, имеющих небольшую скорость. Вторые устанавли­ваются на скоростных самолетах.

Указатели скорости посредством трубопроводов соединяются с приемниками воздушного давления. (ПВД). В настоящее время применяются два типа ПВД: совмещенный и с раздельными систе­мами замера давлений. Совмещенный приемник (рис. 3.12) состоит из двух трубок. Одна из них имеет открытый конец 1 и восприни­мает полное давление встречного потока воздуха. Другая трубка 2 воспринимает через боковые отверстия 3 только статическое давле­ние. Обе трубки заключены ъ общий корпус. Электрообогрева­тель 4 служит для предохранения приемника от обледенения. Для уменьшения аэродинамических ошибок приемник с помощью спе­циальной штанги устанавливается в месте наименьшего искажения воздушного потока.

Второй тип приемника имеет раздельные системы замера пол­ного и статического давлений (рис. 3.13). Полное давление воспри­нимается трубкой полного давления. Статическое давление по­яв отся через отверстие в борту фюзеляжа.

Указатель приборной скорости (рис. 3.14) состоит из мембран­ной манометрической коробки 1, передаточно-множительного меха-

УСТРОЙСТВО УКАЗАТЕЛЕЙ ВОЗДУШНОЙ СКОРОСТИ

Рис. 3.12. Схема совмещенного приемника воздушного дав­ления:

] _ трубка, воспринимающая полное давление; 2 — трубка статиче­ского давления; 3 — отверстия, воспринимающие статическое давле­ние; 4 і— электрообогреватель

УСТРОЙСТВО УКАЗАТЕЛЕЙ ВОЗДУШНОЙ СКОРОСТИ

Рис. 3.13, Схема раздельного приемника воздушного дав^

ления

УСТРОЙСТВО УКАЗАТЕЛЕЙ ВОЗДУШНОЙ СКОРОСТИ

Рис. 3.14. Схема указателя приборной ско­рости:

1 — манометрическая коробка; 2 — передаточно­множительный механизм; 3 — шкала скорости; 4 — стрелка; 5 «=• корпус прибора

шізма 2, шкалы скорости 3 и стрелки 4. Механизм указателя смон­тирован в герметическом корпусе 5. В задней стенке корпуса по­мещены два штуцера, соединенные с приемником воздушных дав­лений. Через динамический штуцер в манометрическую коробку подается полное давление, а через статический штуцер внутрь кор­пуса прибора подается статическое давление.

В полете манометрическая коробка расширяется под действием динамического давления, представляющего собой разность между полным и статическим давлением. Перемещение верхнего подвиж­ного центра манометрической коробки с помощью передаточно — множительного механизма преобразуется во вращательное движе­ние стрелки, которая по шкале указывает приборную скорость са­молета. В настоящее время на самолетах и вертолетах могут уста­навливаться указатели приборной скорости типа УС-350, УС-800.

Комбинированный указатель скорости предназначен для одно­временного измерения приборной и истинной воздушной скорости. В нем совмещены два прибора; указатель приборной скорости и указатель истинной воздушной скорости. Комбинированный указа­тель скорости имеет следующие основные узлы:

— чувствительный элемент, воспринимающий динамическое давление (манометрическая коробка);

— чувствительный элемент, воспринимающий статическое дав­ление на высоте полета (анероидная коробка);

— передаточно-множительные механизмы;

— индикаторную часть;

— корпус прибора.

Подпись: Рис. 3.15. Внешний вид комбинированного указа-теля скорости КУС-1200 Рассмотрим устройство комбинированного указателя скорости КУС-1200. Внешний вид прибора изображен на рис. 3.15. Прибор имеет две стрелки — широкую и узкую.

Широкая стрелка показывает приборную скорость. Узкая стрелка показывает ско­рость, близкую к истинной. КУС-1200 позволяет измерять истинную скорость до 1200 км/ч.

На рис. 3.16 показана кинематическая схема КУС-1200. Манометрическая ко­робка является общим чувствительным элементом указателя приборной и истин­ной скорости. Внутрь коробки подается полное давление, а в корпус прибора — статическое давление. Манометрическая коробка расширяется пропорционально динамическому давлению.

Движение верхней части манометрической коробки 1 через тягу 2, поводок 3 и колодку 4 передается на валик 5, который по­ворачивается вместе с укрепленными на нем сектором 6 и повод­ком 11. Сектор 6 через трибку 7 поворачивает ось, на которой си­дит широкая стрелка 8, показывающая приборную скорость по шкале 9. Рассмотренная часть кинематической схемы прибора

КУС-1200 работает аналогично указателю приборной воздушной скорости.

Анероидная коробка 10 измеряет статическое давление на вы­соте полета. Она включена в механизм указателя истинной воз­душной скорости. Одновременно вращение валика 5 через пово­док 11, тягу 12, шарнирное соединение 13, изогнутый поводок 14 и. анероидную коробку 10 передается на компенсирующий валик 15 механизма ‘истинной воздушной скорости. На валике 15 закреплен сектор 16, находящийся в зацеплении с трибкой 17, на полой оси которой закреплена стрелка 18, показывающая истинную скорость.

УСТРОЙСТВО УКАЗАТЕЛЕЙ ВОЗДУШНОЙ СКОРОСТИ

Рис. 3.16. Кинематическая схема КУС-1200:

1 — манометрическая коробка; 2 — тяга; 3 — поводок; 4 — колодка; 5 -“.ва­лик; 6‘— зубчатый сектор; 7 — трибка; 8— широкая стрелка; 9 — шкала; 10 — анероидная коробка; 11 — поводок; 12 — тяга; 13 — шарнирное соедине­ние; 14 — изогнутый поводок; 15 — компенсационный валик; 16 — зубчатый сектор; 17 — трибка; 18 — узкая стрелка#

Анероидная коробка 10 укреплена за неподвижный центр на компенсационном валике 15. К подвижному центру анероидной ко­робки прикреплен изогнутый поводок 14. С поднятием на высоту атмосферное давление уменьшается. Анероидная коробка, расши­ряясь, увлекает за собой изогнутый поводок 14. В результате шар­нирное соединение 13 приближается к оси вращения валика 15. Это приводит к уменьшению ведомого плеча, вследствие чего пере­даточное отношение увеличивается и узкая стрелка поворачивается на больший угол, чем’ широкая. Разница в показаниях широкой и узкой стрелки возрастает с увеличением высоты и скорости полета.

В настоящее время кроме указателя КУС-1200 имеются другие комбинированные указатели скорости (КУС-2000, КУС-2500). Они отличаются от. КУС-1200 увеличенным диапазоном измерения ско­рости и различной конструкцией передаточно-множительных меха­низмов.